Японская традиционная живопись
Изысканная японская живопись давно превратилась в один из главных символов Страны Восходящего Солнца, став воплощением изящества, благородства и тонкой романтики. Одновременно в этом тысячелетнем виде искусства очень многое почерпнуто из традиций китайского изобразительного искусства, что сближает японскую живопись с другими странами Азии. Однако именно Японии удалось создать целый ряд неповторимых по своей красоте и необычности подачи художественных произведений, выделивших эту страну на фоне соседей.
Влияние Китая на японскую живопись
Островная Япония долгое время развивалась обособленно от материковой части Азии, что делало её своеобразным культурным анклавом, изначально получившим мощный заряд индивидуализма. Но с введением в обиход китайской иерографической письменности и включения в государственное устройство элементов китайского управления, началось постепенное сближение двух первоначально различных культур.
Именно каллиграфия, заимствованная у Китая, сильнее всего повлияла на развитие живописи, ведь иероглифы изначально – это небольшие картинки, не называющие, а описывающие и изображающие слово. Описательный характер китайских, а вслед за ними и японских слов, породил основы каллиграфической росписи, а вместе с ней и традицию письма картин на литературные темы.
Такие картины обычно представляли собой длинное горизонтальное полотнище-свиток, иллюстрирующее то или иное произведение литературы. Живопись такого рода получила название ямато-э. Картины ямато-э обычно включали в себя множество подробных деталей, изображения людей, домов, садов и гор. Было принято постепенно разворачивать такие свитки, последовательно рассматривая изображённое на них слева направо.
Китай повлиял на развитие стилей японской живописи – оттуда в Японию пришли жанры «цветы и птицы» и «горы и воды», а также традиция изображать природу на раздвижных ширмах. В японской традиции на основе готовых примеров из Поднебесной закрепились также и иные вариации на схожую тематику – их назвали эмакимоно, в переводе с японского – «свиток с картинками». На таких свитках рисовались масштабные исторические сражения, романтические иллюстрации, религиозные притчи и зарисовки на тему народных сказаний.
Буддизм и японская живопись
На протяжении всего 14-го века Япония испытывала сильнейшее влияние на развитие всех своих культурных аспектов и живописи в частности со стороны закрепившегося на островах буддийского направления дзен. Изначально буддийская тематика находила своё применение лишь во фресках, изображающих традиционных богов и богинь. Развитие в Японии направления дзен-будизма породило новые сюжеты для живописи, так как проповедовало особый философский подход к изображению действительности.
Художниками стали монахи. Стиль, в котором они творили, во многом позже прославил японскую живопись. Его название – суми-э. Он представляет собой монохромную, строгую манеру письма, умеющую воплотить идею одним лишь росчерком кисти и всего несколькими оттенками. Минимальное количество деталей на таких картинах обусловлено дзенским подходом к изображению действительности – принято считать, что минимальное количество деталей должно было настроить зрителя на познание себя и достижение через этот процесс состояния сатори – просветления.
Главными сюжетами суми-э стало изображение рек, гор, водных потоков и природы как напоминание о том, что мир текуч и в нём нет ничего постоянного. Самым прославленным художником того времени считаются буддийские монахи Као и Хосетсу.
Период просвещённой Японии
Пройдя через непростой период самоизоляции, пришедшийся на 17-18 века, Япония вновь открылась для влияния иных культур и сама начала активно развивать свою живопись. В период с начала 19-го века в Японии получил распространение один из самых популярных жанров живописи – укиё-э или гравюра с использование цветной ксилографии. Он существовал и раньше, однако широкое его распространение стало возможным за счёт технического процесса, а также популяризации литературы, ведь укиё-э в первую очередь печатали иллюстрации к книгам и театральным афишам.
Особенности и мотивы таковы:
- повседневные темы для изображения
- тиражность произведений
- сцены чайных церемоний
- изображения гейш
- использование параллельной перспективы
- яркие краски
- романтизация природных пейзажей
Широко распространился эротический жанр бидзин-га или «изображение красавиц», специализирующийся на портретах гейш. Женские образы отличались особым изяществом и всегда рисовались на фоне природы, как бы подчёркивающей тонкость и хрупкость их красоты. Самым известным художником того периода считается Хисикава Моронобу, умевший мастерски изобразить на своих гравюрах человеческую индивидуальность.
Японская живопись оказала сильное воздействие и на западную культуру. Давно известно, что знаменитые французские импрессионисты вдохновлялись творениями японских мастеров и черпали оттуда идеи для цветовых и композиционных решений, поэтому сложно переоценить значение картин из Страны Восходящего Солнца. До сих пор японский стиль письма считается образцом глубины и романтики.